Бизнес-брокер — это...

11.11.21

На одной из встреч мне задали такой вопрос: Страховой брокер — знаю, финансовый брокер — слышала, а бизнес-брокер — это кто?

Действительно, если человек не сталкивался с этим, то он скорее всего не будет понимать о чем речь. Точнее, он будет додумывать — ответит на вопрос самостоятельно, основываясь только на своем опыте. Но мы же с вами знаем, что опыт у каждого разный, а это значит что полученный вывод может быть искажен или вообще не соответствовать действительности.

Боченков Иван Александровичбизнес-брокер, автор тренинга «Толковый Брокер»

Давайте разберемся в этом вопросе.

Бизнес-брокер — это профессия человека (фокус), который помогает предпринимателям продать их бизнес или найти инвестиции в его проект, когда это необходимо.

А много желающих продать свои бизнесы? — как правило, следующий вопрос от людей, которые «не в теме».

Да, много. Причин из-за которых предприниматели продают свои бизнесы много, но я могу выделить несколько самых распространенных:

  • Нет времени заниматься — есть другой, более перспективный, бизнес. Может быть смена фокуса — новая деятельность. Семейные обстоятельства.
  • Нет желания заниматься — выгорание и усталость, стало просто скучно и не интересно. Да, такое бывает и, кстати, довольно часто.
  • Срочно нужны деньги — например болезнь, переезд, «вышла замуж» и т.д.
  • Не получается развивать — начали бизнеса получать прибыль не получается — конкуренция, неудачное направление, нехватка опыта и т.д.

Самое интересное то, что те предприниматели, которые убеждены, что их это никогда не коснется заблуждаются — жизнь штука непредсказуемая.

Теперь представьте себе предпринимателя, который хочет или вынужден подумать о продаже своего актива. Он всегда создавал систему по кусочкам — придумать название, выдумать логотип, найти дизайнера в типографии, найти помещение, сделать ремонт, купить мебель, купить оборудование, купить товар, найти продавцов, нанять маркетолога, запустить рекламу, получить первые продажи и т.д.

Проще говоря он создавал свой бизнес из разных частей — собирал «Кубик Рубика» и тратил на это свое время, деньги и нервы.

И когда приходит время решить эту задачу, он не может применить свой предпринимательский опыт и у него не получается продать бизнес самостоятельно.

Создавать бизнес и продавать его — не одно и то же.

Мало того, что это сложно и непонятно, да еще и неприятно — продажа бизнеса для предпринимателя всегда стресс. В итоге он начинает оценивать перспективы продажи только на основе стоимости материальных активов — те самые кусочки из которых строилась система.

Например, продать кассу, принтер, холодильник и т.д. на доске объявлений просто — у каждого «кусочка» есть своя цена. Новый стоит Х, а стоимость бэу рассчитывается по формуле Х — чуть-чуть.

Чтобы продать просто затасканное оборудование много ума не нужно, а продать действующий бизнес с людьми и процессами — задача, которая требует определенного уровня компетенций и системный подход.

Теперь возникает вопрос: А как предпринимателю продать готовый бизнес целиком, а не отдельные его кусочки?

В этот момент и приходит на помощь бизнес-брокер — человек, который берет на себя ответственность за продажу бизнеса как системы.

Любой бизнес для бизнес-брокера — это продукт, который имеет ценность всей системы целиком, которую создал предприниматель. В этом продукте учитывается все — прибыль, оборот, материальные активы, нематериальные активы, договоры, история создания, время, партнеры, поставщики, сотрудники, местоположение, конкуренты, риски, выгоды, преимущества и т.д. и т.п.

Продукт готовый бизнес — совокупность товаров, услуг и информации имеющая ценность для потребителя. Бизнес-брокер это тот, кто не просто понимает ценность всей системы, а умеет ее донести до инвестора — покупателя готового бизнеса.

Получается, что предприниматель имеет опыт в создании и развитии только своего бизнеса, а опытный бизнес-брокер погружается в разные сферы бизнеса и умеет доставать из них ценность, которая превышает цену. Вполне естественно, что бизнес-брокер продаст бизнес быстрее, дороже и безопаснее, чем это сделает сам предприниматель.

Уверен, что профессия бизнес-брокер, во все времена, будет очень востребованной. С одной стороны, всегда будут предприниматели, которым нужно продать свои проекты и/или найти инвестиции для их развития, а с другой, всегда будут люди, желающие выгодно вложить свои деньги и/или стать предпринимателями.

Отправить ссылку другу