Как оценить бизнес

Если мы говорим о продаже бизнеса, то правильная оценка предприятия нужна, чтобы не потерять время из-за долгих поисков покупателя и деньги из-за заниженной цены. Важным плюсом могу выделить то, что при самом процессе оценки собственник бизнеса более глубоко анализирует свой проект и тем самым подготавливается к очень важному моменту в процессе купли-продаже бизнеса — торги.

Любому предпринимателю, рано или поздно придется оценивать свой актив — важно понимать капитализацию своего проекта, чтобы строить планы на будущее или начать подготавливать бизнес к продаже.

Сегодня быстро пробежимся по теме «Оценка бизнеса» — определение рыночной стоимости бизнеса, как системы целиком.

Cпособы оценки бизнеса

Я рекомендую оценивать бизнес используя сразу несколько способов и методов, а не выбирать только один. Такая тактика позволит сбалансировать ценность и цену.

Затратный

Этот способ отвечает на один простой вопрос: Сколько будет стоить открытие такого бизнеса с нуля сегодня? В эту стоимость будет входить все статьи расходов: человеко-часы, оборудование, ремонт, место, найм людей, затраты на маркетинг чтобы выйти на текущие показатели и т.д. Все эти статьи нужно расписать еще по времени — сколько займет времени каждый из этапов и общее время при параллельной реализации.

Если сделать все правильно и посчитать реальные цифры, а не предполагать, то на выходе у вас получится более-менее точная цифра. Минус этого метода — очень сложно потому что вы, по сути, будете писать бизнес-план. Более того, если вы вложили например в развитие бизнеса 10 млн, это не значит, что он будет стоить минимум эти деньги.

Сравнительный

Этот способ отвечает на вопрос: Сколько стоит аналогичный бизнес сейчас на рынке? Сразу скажу, что довольно сложно объективно оценить бизнесы, потому что люди мыслят субъективно. Проще говоря, например кафе есть за 5 млн а есть за 500.000 и это не значит, что именно ваше кафе будет стоит 5 млн. Все зависит от выручки, местоположения, логистики, популярности, оборудования и т.д.

Доходный

Этот способ отвечает на вопрос: За сколько времени инвестор вернет деньги потраченные за покупку этого бизнеса? Нормальной окупаемостью является показатель от 12 до 36 месяцев. Чем дольше окупаемость, тем меньше вероятность продажи.

Теперь возникает вопрос:

Как оценить готовый бизнес правильно — не завысить или не занизить цену?

Методы оценки бизнеса

В основе методов оценки бизнеса лежат основные параметры, которые учитываются в формуле: финансовые показатели, стоимость материальных активов, стоимость нематериальных активов, трудозатраты (собственника), точки роста (перспективы).

Если неверно подойти к оценке этих параметров, то цена будет значительно выше рынка и продажа бизнеса может быть долгой или не состояться вообще. Если цена будет существенно ниже рынка, то это может отпугнуть покупателя.

Хотя признаюсь, что занижение цены это больше теория, чем практика. Как правило, собственники в большинстве случаев поднимают цену бизнеса до небес, а потом скатываются вниз когда не получается продать — обосновать цену ценности. (об этом мы еще поговорим).

Итак, теперь более подробно о самих параметрах:

Финансовые показатели: Из итогового отчета за определенный период должно быть понятно: Сколько всего поступлений денег — доход, все статьи расходов и их сумма, какая прибыль — доходы минус расходы, сколько заказов и от кого, какой средний чек, какая динамика по месяцам, сезонность — есть, нет, количество товарных остатков в единицах и деньгах на каждый месяц (если есть), прирост клиентской базы (старые/новые клиенты и пользователи) и т.д.

Материальные активы: это все то, что можно продать на Авито. Такой объяснение более верное. Например: столы, стулья, компьютеры, техника, станки, сервера, телефоны, недвижимость, складские остатки (по закупочной цене или ниже) и т.д. и т.п.

Нематериальные активы: в этот лист записывается все, что отдельно не продается. Например ремонт в арендуемом помещении продать отдельно нельзя. Клиентская база и ПО, патенты и лицензии, скорее всего тоже попадут в перечень нематериальных активов. Главная задача нематериальных активов существенно поднять ценность бизнеса.

Трудозатраты собственника: этот параметр определяет время, которое будет расходоваться на управление бизнесом новым собственником. Главный вопрос — насколько бизнес автономен? Есть бизнесы, где сами собственники трудятся на производстве (другими словами, самозанятые со статусом ИП) — такое продать очень сложно, а есть проекты где собственник уделяет развитию бизнеса всего 3-4 часа в неделю, а всю текущую работу выполняют руководители — очень ценные проекты.

Точки роста: какие есть перспективы у этого бизнеса на горизонте 3-5 лет. Тут стоит выписать по пунктам нереализованные дела — что собственник не успел сделать, чтобы увеличить капитализацию и прибыль своего проекта. Например: франшиза, новые филиалы, партнерские схемы, ребрендинг, новый магазин, выход на маркетплейсы и т.д. Еще, важно ответить на вопрос про уникальность — почему именно ваш бизнес будет конкурентоспособен как минимум 3-5 лет?

Как видите оценка бизнеса перед продажей — это очень сложный процесс без которого не обойтись. Бизнес-брокер должен уметь оценивать бизнес правильно и доносить его ценность до потенциального клиента. Как это сделать, можно узнать в моем тренинге «Толковый Брокер»

Отзывы, новости, аналитика: подписаться на обновления

Последнее в блоге