Везде все есть

24.08.21

В прошлой главе я поделился своим видением «секрета богатства» — свой собственный бизнес, который дает людям то, что им нужно. Маркетологи во всем мире называют это product market fit — соответствие продукта ожиданиям целевой аудитории, гармоничное сочетание с рынком, позволяющее повысить конверсии до небес и наращивать доходы. Казалось бы, составляй список необходимых людям продуктов и запускай. Но не все так просто — есть много барьеров, которые мешают нам запустить свой собственный проект и если с нашими страхами еще можно справиться, то есть вопросы, которые просто так не решить.

Одним из таких вопросов:

Как начать новый бизнес, когда везде уже все есть?

Я занимаюсь разработкой IT-проектов с 2010 года, а с 2017-года у меня своя компания которая создает интернет-магазины высокого уровня. Есть база клиентов с которыми мы стабильно сотрудничаем — они генерируют мне основной доход, но, новых толковых заказчиков с интересными и амбициозными проектами все меньше, а запускать прибыльные интернет-магазины стало сложнее из-за серьезной конкуренции с маркетплейсами — OZON, площадки Сбера, Алиэкспресс, Wildberries, ЯндексМаркет и другими.

Эти и другие гиганты дают возможность выйти на рынок только тем предпринимателям, которые могут вложить миллионы в продвижение своих продуктов, а таких уже практически нет.

Таким образом новые игроки на рынке не появляются, а старые думают только о том, как выжить. Сегодня, очень редко происходит «выстрел» в виде нового проекта, который растет и масштабируется.

Сейчас происходит глобальное поглощение всех рынков корпорациями.

Сразу скажу, я не сторонник теорий заговоров и тому подобных методологий. Я склоняюсь к тому, что это скорее естественный процесс, который просто не остановить. Сами задумайтесь и посмотрите вокруг кругом одни «Пятерочки» с «Перекрестксми», «Магниты», «Красно-Белые», «Ленты», «Метро», «Ашаны» с «Мегами» и «Дикси» — если привести в пример ритейл.

Каждый из этих игроков обладает колоссальным капиталом и может позволить себе покупать недвижимость, строить свои объекты в «чистом поле» и покупать практически любые компании. Руководители этих сетей думают над увеличением оборота — с такими деньгами и наработанной базой это делать достаточно просто.

Например, по этой причине «Магнит» уже не просто продуктовый магазин, а федеральная сеть косметики и бытовой химии — «Магнит Косметик» и еще «Магнит Аптека» присутствующая во всех регионах. Понимаете о чем я?

В гипермаркетах давно продается все что нужно для дома и работы, а пандемия коронавируса заставила крупных игроков быстрее зайти на рынок доставки. Как итог, если человеку что-то нужно, он может заказать любую услугу или товар не выходя из дома — везде все есть. Пандемия приучила людей к тому, что в интернете можно заказать доставку не только пиццы.

Например, еще в 2017 году доставка еды и продуктов была перспективной нишей куда мог зайти практически любой, но уже сейчас рынок просто захвачен большими корпорациями — Яндекс, Сбер, Mail Group и другими.

Яндекс выпускает обновления и свои сервисы как пирожки и буквально пылесосит информационное поле забирая лакомые кусочки трафика для своих проектов. Если раньше в поисковой выдачи была только реклама, то сейчас вопросы с ответами, виджеты, Яндекс Дзен, Яндекс Видео и прочая ерунда задача которой как можно дольше удержать посетителя на сервисах самого Яндекса. В поисковой выдаче пробиться все сложнее, а контекстная реклама дорожает.

Новые игроки просто не смогут зайти на рынок, а если и смогут то продержаться недолго — не смогут конкурировать со старыми брендами по лояльности аудитории, ценовой политике и условиям доставки и оплаты.

Везде все есть — время очень непростое сейчас, а будет еще хуже.

Кстати, знаете почему в 90-е было много богатых торговцев? Просто в стране не было нифига. Любой кто привозил что-то из-за границы легко это продавал за «дорого и быстро». Потом появились оптовые компании в Москве и часть товара везли уже с Московских складов. В то время очень много денег делали на бытовой технике, но сейчас эта ниша фактически занята федеральными игроками и магазинами электроники — Эльдорадо, М-Видео, DNS, Яндекс Маркет, OZON, Евросеть, Связной и т.д.

Если вы сейчас решите запустить любой проект, то с вероятностью 99,9% такой проект уже есть на рынке. Возьмите любую задачу, которую нужно решить бизнесу и введите запрос в поиске и вы тут же получите выдачу — десятки проектов, которые могут легко помочь.

Причем эти проекты уже со штатом профессионалов, готовых сделать сложные проекты и решить любую задачу. Зачем таким компаниям связываться с мелкими и/или начинающими компаниями, ммм?

Спросите себя:

  • Зачем делать агрегатор еды, если есть Delivery Club и Яндекс Еда? Кстати оба со своим огромным информационным полем.
  • Зачем делать CRM-систему, если уже есть AMOcrm и Битрикс24?
  • Зачем делать сервис доставки продуктов если есть Delivery Club, СберМаркет? Кстати, уже практически каждый супермаркет запустил собственную доставку.
  • Зачем делать онлайн-чат для сайта или виджет обратного звонка когда есть Jivosite, Chatra, Leadback и еще несколько десятков проектов.
  • Зачем делать еще один мессенджер, когда есть Telegram, WhatsApp, Viber?
  • Зачем открывать новый ресторан в вашем районе, когда рядом есть проверенные временем заведения?
  • Зачем открывать магазин по продаже алкоголя, когда на каждом углу «Красное Белое»?

Теперь понимаете о чем я? Так можно продолжать бесконечно.

С каждым годом, количество ниш в которые еще можно зайти будет уменьшаться.

Допустим, вы гениальный человек и вам повезет — получится придумать какую-то уникальную фишку. Но если ваша «фишка» станет популярной, ее тут же скопируют конкуренты себе на платформу — у них уже есть база клиентов, имя, люди... все есть, а у вас нет ничего.

Все что сейчас есть (я имею ввиду бренды) никуда не денется — все эти компании-монополисты будут и дальше думать о том, как откусить все новые и новые куски от разных ниш.

Зайдите в свой торговый центр и вы увидите, что есть магазины которые работают там с момент открытия. Почему? Потому что они генерируют прибыль и им незачем уезжать. Проходит время и в ТРЦ одни и те же магазины — бренды, которые доказали свою эффективность. Теперь вопрос: Как зайти в этот ТРЦ, если там все места заняты? Получается, что вы можете открыть магазин в тех местах, где нет трафика, там где федеральным игрокам быть не интересно. А если там не так много трафика, значит и ваши доходы будут низкие.

В проходных местах в городе все хорошие помещения заняты и освобождаются очень редко. А если это происходит, то аренда там сумасшедшая и зайти туда может только крупная сеть.

Еще хороший пример — сотовые операторы, их всегда было 3 — Билайн, Мегафон, МТС. Потом появился ТЕЛЕ2 — кто знает на чьи деньги? Я скажу — владельцем Tele2 Россия является компания Ростелеком. «Тинькофф Мобаил» появился только потому, что у этого банка есть миллиарды на это. Все, рынок поделен. Далее мы будем наблюдать только мини-проекты, вроде «Мегафоновской Йота». Сейчас любая IT-сфера будет кем-то занята.

Таким образом, я прихожу к выводу, что и мой бизнес рано или поздно будет не востребован — застопорится только на обслуживании текущих клиентов. Конечно будут мелкие заказы — местные простые сайты. Но и тут не все так просто: есть конструкторы сайтов, и, могу предположить, что их возможностей для большинства будет достаточно — это много работы для фрилансеров, которые готовы делать все что скажет клиент — чек до 50.000 рублей.

Наверное, можно спокойно работать дальше и делать больше простых проектов — меньше денег за шаблонные решения. Но мне это просто не интересно. Почему? — смотри Глава 3 и глава 4. Можно сказать, что я просто выгорел — мне просто надоело и стало совсем неинтересно развивать чужой бизнес за копейки — это забирает мое время, которого просто нет.

Если я сейчас не рискну запрыгнуть в последний вагон — запустить новый прибыльный проект, то дальше такой возможности может не появится — везде все есть. Теперь возникает вопрос:

Как развиваться и расти, когда везде все есть?

Фух, на этой ноте мы заканчиваем эту главу, а новая уже в разработке. Подпишитесь на мою группу ВКонтакте, чтобы не пропустить. Скоро я продолжу и предложу решение этого сложного вопроса.

Поделиться ссылкой