Глава 2: Везде все есть

Но есть одно маленькое но — толковых заказчиков с интересными и амбициозными проектами все меньше, а запускать прибыльные интернет-магазины стало сложнее из-за серьезной конкуренции с маркетплейсами — OZON, площадки Сбера, Wildberries, Яндекс Маркет и т.д. Эти и другие гиганты дают возможность выйти на рынок только тем предпринимателям, которые могут вложить миллионы в продвижение своих продуктов, а таких уж нет. И дело тут не в деньгах, дело в знаниях и амбициях людей — их практически нет, а там где компаниями руководят маркетологи по найму, дела тоже обстоят не лучшим образом — стагнация из-за нехватки знаний.

Таким образом новые игроки на рынке не появляются, а старые думают только о том, как выжить. Очень редко происходит «выстрел» в виде успешного бизнеса, который растет масштабируется.

Сейчас происходит глобальное поглощение всех рынков корпорациями. Сразу скажу, я не сторонник теорий заговоров и тому подобных методологий. Я склоняюсь к тому, что это скорее естественный процесс, который просто не остановить. Сами задумайтесь и посмотрите вокруг кругом одни «Пятерочки» с «Перекрестками», «Магниты», «Красно-Белые», «Ленты», «Метро», «Ашаны» с «Мегами» и «Дикси» — если привести в пример ритейл.

Каждый из этих игроков обладает колоссальным капиталом и может позволить себе покупать недвижимость или даже строить объекты в «чистом поле». Руководители этих сетей думают над увеличением оборота — с такими деньгами и наработанной базой это делать достаточно просто. Например, по этой причине «Магнит» уже не просто продуктовый магазин, а федеральная сеть косметики и бытовой химии — «Магнит Косметик» и еще федеральная аптека «Магнит Аптека». Понимаете о чем я?

В гипермаркетах давно продается все что нужно для дома и работы. Но пандемия коронавируса заставила крупных игроков быстрее зайти на рынок доставки. Еще в 2017 году доставка еды и продуктов была перспективной нишей куда мог зайти практически любой, но уже сейчас рынок просто захвачен большими корпорациями — Яндекс, Сбер, Mail Group, Х5 Retail Group....

Как итог, если человеку что-то нужно, он может заказать любую услугу или товар не выходя из дома — везде все есть. Пандемия приучила людей к тому, что в интернете можно заказать доставку не только пиццы.

Новые и мелкие игроки просто не смогут зайти на рынок, а если и смогут то продержаться недолго — не смогут конкурировать с брендами по лояльности аудитории, ценовой политике и условиям доставки и оплаты. Аминь!

Ровно тоже самое происходит в оффлайне — успешные проекты сразу занимают выгодные по трафику места. Но сама по себе оффлайн торговля страдает от онлайна — когда люди точно знают что им нужно, то можно спокойно найти дешевле и заказать с доставкой нужный товар.

Везде все есть — время очень непростое сейчас, а будет еще хуже.

Таким образом, я прихожу к выводу, что мой бизнес рано или поздно будет не востребован — застопорится на обслуживании текущих клиентов. Конечно будут мелкие заказы — местные простые сайты. Но и тут не все так просто — есть конструкторы сайтов, которые могут легко закрыть базовые потребности предпринимателей. Это конечно не значит, что там будет все просто и гладко, скорее сложно и правильно не всем нужно.

Поверьте, я знаю о чем говорю. У меня 90% моих клиентов даже не попросили доступы к статистике сайта — им просто пофиг. А если проявляешь инициативу и предлагаешь доработки и развитие, они говорят: — Хорошо, начальник подумает и если что мы вам позвоним. На языке профессиональном это отказ, я просто знаю этого начальника и знаю, что означает его «подумаю» — сейчас вроде неплохо идут дела, зачем нам лишние затраты на какую-то микроразметку и обновление сайта...

Следовательно, могу предположить, что возможностей условно бесплатных конструкторов сайтов для большинства будет достаточно — это много работы для фрилансеров, которые готовы делать все что скажет клиент без оглядки на здравый смысл.

Еще могу добавить, что желания в таком качестве работать у меня нет. То есть, можно спокойно работать дальше и делать больше простых проектов — меньше денег за шаблонные решения. Но мне это просто не интересно. Можно сказать, что я просто выгорел — мне просто надоело и стало совсем неинтересно развивать чужой бизнес бесплатно.

Следовательно, возникает вопрос: Что мне делать дальше, когда везде все есть?

Я стал активно искать ответ на этот сложный вопрос еще по следующей причине — на моем рынке нет больших денег. Мои сайты могут стоит 200.000-400.000 рублей, но они не могут стоить 1.000.000 То есть, у меня есть понимание, что даже если очень захочу я не смогу заработать миллион с одного клиента. А находить несколько проектов сложно, ровно как и делать их параллельно качественно. Ведь сайт это просто оболочка, ее нужно наполнить — создание контента, а это время и деньги.